Соединяй и властвуй!

Сегодня подробно разберем, что из себя представляет столярное соединение на шканты и как его правильно осуществить самостоятельно, используя обычный ручной инструмент, который есть в арсенале каждого домашнего мастера.

Шкант – крепежное изделие в виде цилиндрического стержня с фасками или закругленными концами, по сути, шип круглого сечения. В столярном деле и производстве мебели чаще всего применяются деревянные шканты – для соединения друг с другом деталей из массива, ДСП, МДФ, фанеры и других материалов. В сегодняшней заметке речь пойдет именно о деревянных шкантах, хотя отмечу, что для производства сборно-разборной корпусной щитовой мебели иногда используются и пластмассовые шканты.

Шкант – важная деталь вашего изделия, от качества шканта и правильности его использования напрямую зависит прочность изделия. А прочность – это основная характеристика таких изделий как, например, стул или табурет.

Шканты изготавливаются из древесины несмолистых твердых пород – бука, березы и других. Шканты имеют фаски на концах для удобства монтажа, а также рифление на боковой поверхности. Чаще всего рифление может быть прямым или винтообразным. Оно делается для выхода воздуха при установке шкантов в деталь, а также для лучшего распределения клея, при неразборном клееном соединении. Шканты в небольших упаковках по 100 – 300 штук можно приобрести в ближайшем строительном магазине, если требуется большое количество, может иметь смысл заказать напрямую у производителя. Цена шкантов не высока – типичный расходный материал.

Стандартные размеры шкантов приведены в таблице. Вы спросите, а как же соединить шкантами например фанеру, ведь наименьший диаметр целых 6мм? На самом деле, шкантом 6мм легко можно соединить детали из десятимиллиметровой фанеры, а для более тонкой фанеры, я встречал в интернете информацию, что возможно использовать зубочистки или деревянные палочки для шашлыка. Ну и, в конце концов, можно использовать другой тип соединения, например, саморезы или гвозди.

 

Теперь перейдем к описанию самого соединения:

Разметка. Сперва необходимо разметить в обоих деталях, которые планируется соединить, места для сверления отверстий под шканты. Эта задача не так проста как кажется, ведь отклонение точки в 1-2мм может привести к видимой неровности соединения. К тому же разметка при помощи линейки и карандаша отнимает массу времени. Для упрощения процесса разметки обычно используют шаблон либо ценровочные кернеры разметчики (заметка с подробным описание этого инструмента). При работе с кернерами, сначала сверлится одно отверстие, обычно в детали с торца, затем разметчик вставляется в просверленное отверстие и при приложении деталей друг к другу намечает ответное отверстие во второй детали ровно в том месте, где оно должно быть. На этапе разметки не забудьте пронумеровать каждое соеднение на обоих деталях – это очень сэкономит время при сборке, а также позволит избежать досадных ошибок.

Сверление. Следующая сложность, с которой предстоит столкнуться – это сверление отверстий нужной глубины и под нужным углом. Ведь, даже при идеально размеченных местах под отверстия небольшой наклон сверла и шкант уже торчит не под прямым углом к заготовке, а как попало! С глубиной более менее все понятно – не сверло наматывается изолента, чтобы при сверлении визуально было видно на какой глубине сверло. В этой заметке я более подробно рассказываю, почему я считаю изоленту лучшим вариантом для домашнего мастера.

С непроизвольным наклоном сверла бороться очень тяжело. Но все становится намного легче, если взять из обрезков брусок с прямым углом и приложив его к сверлу, следить чтобы сверло не отклонялось от грани бруска. Кстати, легкий вес дрели и возможность держать ее одной рукой сильно облегчают задачу. Конечно, в продаже имеются различные приспособления для вертикального сверления, а также шаблоны и кондукторы для сверления под различные нужды и типы соединения, но на начальном этапе, когда количество производимых изделий невелико, а бюджет ограничен, я считаю, что такие траты излишни.

Следующий этап – склеивание. Перед склейкой всегда рекомендуется собрать соединение «на сухую», чтобы удостовериться что все сделано верно, особенно это касается глубины отверстий. Затем наносится клей. Клей рекомендуют наносить на одну из деталей одной сплошной дорожкой, без прерываний, для лучшего склеивания. Также клеем смазывают шканты, либо заливают его в отверстия. Клей бывает от разных производителей, основная различающаяся характеристика – время схватывания. Подбирайте клей на основании собственных предпочтений а также цены. Мое мнение – даже самый простой клей делает свою работу хорошо при правильном нанесении и прижатии; чуть большее время затвердевания вообще не считаю проблемой, наоборот, нет никакой спешки при сборке.

После сборки соединение необходимо прихватить струбцинами. Не забудьте подложить под струбцины бруски, чтобы не повредить поверхность изделия. Перед окончательным затягиванием струбцин хорошая идея – померить диагонали изделия: при затяжке струбцин есть возможность выровнять небольшие перекосы. После затяжки следует вытереть излишки клея – меньше усилий понадобится при последующей шлифовке.

Leave a Comment