В чем уникальность японского столярного дела?

Добрый день, уважаемые подписчики!

Я, как наверно и все столяры-любители, что-то где-то слышал о японской столярке, каких-то особых японских приемах работы и инструментах. Мне стало интересно разобраться поподробнее, в чем же тут дело и почему эта тема так популярна в столярной среде. В интернете я наткнулся на довольно полярные отзывы о Японии: кто-то говорит, что «это и есть настоящее столярное искусство», а кто-то считает, что «от безделья японцы маются, вот и напридумывали себе сложностей на пустом месте». Сегодня поговорим о японской столярной и плотницкой традиции.

Плотничество – одна из древнейших профессий. Издавна человек использовал древесину для строительства и изготовления предметов обихода и мебели. Сейчас столярную и плотницкую традицию принято условно делить на западную (европейскую) и восточную. В принципе, в обоих традициях мастера изготавливали одинаковые по своему назначению изделия и возводили сходные по функционалу здания. Однако, за счет различных факторов, сформировавшиеся в этих регионах плотницкие традиции значительно отличаются. Япония является типичным примером восточной традиции, которая на первый взгляд поразительным образом отличается от привычной нам европейской.

В первую очередь, на формирование плотницкой традиции повлиял климат и природные условия. Европа обладала достаточными лесными ресурсами, что определило широкое распространение деревянного домостроения. В западной Европе, с развитием инженерной мысли и инструмента, уже в средние века появились технологии каркасного домостроения. На территории современной России лесных ресурсов всегда было более чем достаточно, соответственно с древнейших времен и по сей день бревенчатый сруб был и остается одним из самых распространенных вариантов для постройки дома.

Япония же, как известно не обладает большими запасами природных ресурсов, ведь это острова вулканического происхождения. Лесными ресурсами эта страна все-таки располагала, однако куда более скудными, чем Европа, соответственно ни о каких срубах речь идти не могла, а каркасная технология была необходимостью. И более того, даже для каркасной технологии строительства, высококачественной древесины не хватало для всех желающих. Лучшее дерево, как водится, шло на возведение храмов и жилищ знатных граждан, в то время как всем остальным доставались, условно говоря «обрезки», отнюдь не длинные доски и скорее всего не самого лучшего качества.

Также, не стоит забывать, что в юго-восточной Азии вообще, и в Японии в частности, очень влажный климат, который неизбежно оказывает негативное влияние на состояние деревянных построек и изделий. Прочность склейки рисовым клеем в те времена и без того оставляла желать лучшего, что уж говорить об условиях повышенной влажности. Можно предположить, что все это отчасти явилось предпосылкой для возникновения такого огромного разнообразия видов столярных и плотницких соединений высокой сложности.

Второй ключевой момент — это особый менталитет и общее отношение к ремеслу в Японии. Все мы знаем, что японцы склонны доводить любое изделие до идеала, а также славятся своим упорством и усидчивостью. Большинство ремесел передавалось из поколения в поколение, а что касается столярного или плотницкого дела, так вообще мастер фокусировался на одном типе изделий и совершенствовал свое мастерство всю жизнь, доводя все ручные операции до автоматизма и идеала. Поэтому безусловно, его работа высоко ценилась. Даже сейчас в Японии мастеровые различных специальностей могут рассчитывать на более высокий заработок, чем офисные работники. В европейской традиции подход был несколько другой — плотник был способен изготовить различные изделия: начиная от дома и заканчивая мелкой кухонной утварью. Сложно представить, что мастер, который может сделать стол, не способен сделать стул. Конечно, это сравнение утрировано, но принципиально отражает японскую действительность.

Так что же людей так впечатляет в японском столярном деле? Безусловно, в первую очередь — это уникальные столярные соединения: их сложность и замысловатость и в то же время красота и точность изготовления.

На этих видео мастер из Германии Dorian Bracht воспроизводит некоторые из японских соединений.

Если тема Японии вам интересна, то в ближайшее время расскажу вам о японских столярных инструментах: ручной пиле с обратным зубом и рубанке, который строгает в обратную сторону.

Удачи в ремесле!

Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм!

Общайтесь и задавайте вопросы автору блога ВКонтакте!

Leave a Comment